Равномерно-темперированный строй Предлагаю для посетителей сайта прочитать памятку, написанную мной в 1995 году. Это позволит Вам узнать много нового о темперированном строе и его возможностях на наноуровне. Скачать памятку отдельным файлом можно здесь.
Виктор Святогорский
Настройка фортепиано. Функциональность биений. Памятка для музыканта и настройщика фортепиано
Для того, чтобы настроить фортепиано, необходимо, как минимум, знать полную характеристику обертонов во всех 13 основных интервалах равномерно темперированного музыкального строя, открытого в 17 веке немецкими теоретиками Найнгартом и Веркмайстером. И.С. Бах подтвердил высшее совершенство равномерно темперированного строя в своем труде «Хорошо темперированный клавир». Самые гениальные композиторы всех времён В.А. Моцарт и Л.В. Бетховен творили именно для этого музыкального строя. Этот строй является эталоном гармонии музыкального мира. В настоящее время при настройке музыкальных инструментов с фиксированными звуками весь мир пользуется равномерно темперированным строем. Человек, обладающий специальным уникальным слухом и знаниями может быть настройщиком фортепиано. Чтобы настроить фортепиано необходимо знать, что такое обертоновые биения. Биения возникают на фоне неполного совпадения как основных, так и частичных тонов (обертонов), входящих в резонанс друг с другом. Например, в интервале большая терция от звука ЛЯ малой октавы (основной тон 220 Гц) до звука ДО-диез (основной тон 277,1 Гц) 5-ый обертон нижнего звука входит в резонанс с 4-ым обертоном верхнего звука (1100-1108,5 Гц). На фоне резонанса отчетливо слышны 8,5 биений в секунду. Биения можно сравнить с ударами молоточка по струнам, только на значительно более тонком слуховом уровне. Диапазон слышимости обертоновых биений для человека находится в пределах от 0 до 30 биений в секунду. Самые громкие и грубые биения возникают между основными тонами и их ближайшими обертонами (2-й и 3-й). Диапазон их слышимости доходит до 60 биений в секунду. Более подробно о биениях можно прочесть в книге «Музыкальная акустика» Н.А. Гарбузова, вышедшей в 1954 году. Человек не успевает прослушивать обертоновые биения в процессе звучания музыкального текста, но они реально звучат и воздействуют на него подсознательно. При медленном прослушивании интервалов на фортепиано после небольшой тренировки слуха биения очень хорошо прослушиваются и подсчитываются (до 30 биений в секунду).
Характеристика обертоновых биений во всех 13 основных интервалах *Все биения в интервалах данной таблицы приведены от звука ЛЯ малой октавы (220 Гц). Количество биений в каждом последующем интервале (по хроматическим полутонам) постепенно увеличивается, и пройдя полную октаву, произойдет двойное количественное увеличение числа биений.
* Таблица составлена в 1995 году Ознакомившись с обертоновой характеристикой интервалов (см. таблицу 1), выбор метода настройки фортепиано может быть самым различным в зависимости от способностей в прослушивании биений конкретным человеком.
Обертоновые биения очень быстро расстраиваются и поэтому фортепиано необходимо настраивать через каждые 2-3 месяца. В филармонических и концертных залах фортепиано настраивается перед каждым концертом. Проверка настроенного инструмента производится по составным интервалам, квинтдецимами, а также большими и малыми децимами, имеющими обертоновые характеристики больших и малых терций. О функциональности обертоновых биенийИз всего вышесказанного можно сделать крайне важный вывод. Напряжённость в интервалах полностью зависит от общего количества слышимых в них биений. Из таблицы 1 видно, что обертоновые биения выстроились в чёткую количественную функциональную систему. Наш слуховой опыт в напряжённости интервалов полностью подтвержден четкой функциональностью биений. Музыкантам, теоретикам музыки и особенно композиторам необходимо помнить, что функциональность биений в интервалах – главная выразительная функция в гармонии, так как из интервалов состоят все аккорды и любые сочетания гармонических звуков. По всей вероятности, всё развитие музыки на протяжении тысячелетий шло в поисках и в осознании функциональности обертоновых биений как самой тонкой и в тоже время самой мощной выразительной функции гармонии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||