Основные узлы клавишных инструментов
Клавишные инструменты сложны по устройству; они состоят из десяти тысяч различных по форме, материалу и назначению деталей, объединяющихся в четыре основных узла: акустический аппарат; опорные конструкции; клавишно-молоточковый механизм; корпус.
Акустический аппарат — это орган звуковоспроизведения. Он состоит из двух главных частей: струнной одежды и резонансовой деки. Струны, будучи рассчитаны на извлечение звуков по всей звуковой шкале, изменяются по длине и диаметру. Так как каждая отдельная струна дает довольно слабый звук, особенно в теноровом и верхнем дискантовом регистрах, где длины струн быстро убывают, их собирают в группы (по две-три одной длины и диаметра), настроенные в один тон. Такие группы, называемые «хором», возбуждаются одним молоточком.
Резонансовая дека — это упругая деревянная мембрана, прочно закрепленная по краям и напружиненная давлением струн. Взаимодействуя с колеблющимися струнами, резонансовая дека сама вибрирует и благодаря большой излучающей поверхности дает мощное усиление звучания, во много раз превосходящее звучание самих струн.
Опорные конструкции — это три совместно действующих силовых элемента — металлическая рама, деревянная рама (футор) и деревянный переклейный щит (вирбельбанк). Их основная задача — стабилизировать разрушительную силу натяжения всех струн, которая достигает в современных фортепиано 16—20 тыс. кг. Наличие опорных конструкций обеспечивает не только держание постоянного строя всеми струнами, но и монтаж всех оснрвных узлов и рабочих частей. Так, на футоре укрепляются резонансовая дека, металлическая рама и корпус, в вирбельбанке — металлические стержни (вирбели), на которых закреплены передние концы струн.
Клавишно-молоточковый механизм — это сложная система подвижных взаимосвязанных рычагов, от клавиш до молоточков, с помощью которых пианист может воспроизводить любой музыкальный замысел простым механическим движением пальцев на клавишах.
Корпус — это футляр, закрывающий ответственные рабочие части инструмента от повреждений и одновременно создающий единое законченное внешнее художественное оформление инструмента.
|