Настройка пианино и роялей в Санкт-Петербурге.

Ремонт. Реставрация. (812) 335-27-81, 8-911-992-53-81

На главную | Общие понятия | Равномерно-темперированный строй | Содержание и уход за фортепиано | Устранение простейших неисправностей | Основные узлы | Характеристики и частоты струн | Корпус пианино | Корпус рояля | Устройство механизма пианино | Устройство механизма рояля | Виды ремонта | Замена струн | Неисправности механизмов и клавиатуры| Регулировка клавишно-молоточковых механизмов | Настройка фортепиано | Практические указания настройщику | Интонировка | Настройка и ремонт фортепиано в Сочи

Практические указания настройщику

  1. Счет хоров, струн внутри хора, нумерацию клавиш и других деталей клавиатуры и механизма ведут слева направо.
  2. Количество вирбелей равно количеству струн. Счет вирбелей для каждого хора струн ведут у пианино сверху вниз (1, 2, 3), у рояля — в направлении от подструнной подушки к форбауму.
  3. Заглушают струны при настройке у пианино в дискантовой части на уровне демпферных головок, в басовом регистре — выше демпферных головок; у рояля в дискантовой части — за демпферными головками, в зоне малой октавы и басовой партии — перед демпферными головками. Нельзя заглушать струны на линии удара молотков.
  4. Ставить ключ на вирбель надо глубоко (до отказа), чтобы головка ключа плотно (без большого люфта) охватывала грани вирбеля.
  5. Настройку пианино нужно вести стоя, ключ ставить рукояткой кверху, а при настройке рояля рукоятку нужно ставить направо от настраиваемой струны.
  6. Поворачивать рукоятку следует медленно и плавно, без рывков.
  7. Настройку каждой струны нужно доводить, поворачивая ключ по часовой стрелке, но для создания более устойчивого положения вирбеля и уменьшения перенапряжения в струне на участке от вирбеля до порожка следует на вирбель слегка нажать ключом в обратном направлении, но ни в коем случае не поворачивая и не изгибая его. Этот прием следует применять при настройке всего диапазона фортепиано. При несоблюдении указанного положения участки струн от клангштабика (или аграфа) до вирбеля будут иметь значительную разницу в величине натяжения (даже внутри хора), которая отрицательно влияет на стабильность строя.
  8. По окончании настройки ключ следует снимать с вирбеля осторожно, только движением вверх, чтобы не нарушить его положения.
  9. У пианино вирбели, как правило, находятся примерно на высоте груди настройщика. Естественное его стремление — нажимать на вирбель вниз совершенно недопустимо, так как при таком положении ключа резко увеличится давление вирбеля на нижнюю поверхность вирбельного гнезда на вирбельбанке, смятию этой поверхности, быстрому увеличению овала в гнезде и ослаблению вирбеля. Кроме того, наклоняя вирбель, можно легко изменить высоту тона струны. Поэтому вирбели нельзя наклонять и изгибать ключом; их нужно только поворачивать.
  10. Круговое движение ключа, требуемое для поворота вирбеля, очень незначительно, поэтому нужно соразмерить усилия, передаваемые на рукоятку ключа. Сопротивление, оказываемое вирбелем и струной, сравнительно невелико и, применяя излишнее усилие, можно повернуть вирбель на больший угол, чем это требуется. Действуя ключом, не следует допускать лишних поворотов и рывков вирбеля, так как это приведет к ослаблению его посадки.
  11. При настройке исходного тона ЛЯ первой октавы по камертону настраивают первую струну, а вторую и третью — в унисон с первой. При настройке первой струны вторую и третью заглушают клинком, вставляя его между ними. Приводя в звучание струну и камертон, нужно сравнивать звук струны со звуком камертона и во время их звучания плавно поворачивать ключом вирбель, натягивая струну до тех пор, пока звуки камертона и струны не сольются. Для настройки второй струны в хоре клинок вставляют между третьей струной настраиваемого хора и первой соседнего хора. Свободными остаются первая и вторая струны в хоре. Так как первая струна уже настроена, то ее звучанием можно пользоваться вместо камертона. Ключ вставляют на вирбель второй струны и, приведя в звучание две струны, плавным поворотом вирбеля достигают звучания второй струны в унисон с первой. Для большей точности настройки нужно выдерживать более длительное звучание струн. Если при звучании в течение 10—12 с не обнаруживается ни одного биения — настройка выполнена точно.
    Для настройки третьей струны клинок удаляют, а ключ вставляют на вирбель третьей струны; настраивают ее теми же приемами в унисон с первыми двумя.
    По окончании настройки трех струн звучание хора проверяют по камертону. Если будут слышны биения, следует проверять первую струну отдельно и снова настраивать все три до тех пор, пока звук хора струн не будет совершенно сливаться со звуком камертона.
    Эти приемы настройки хора струн повторяют затем при настройке других интервалов.
  12. Приемы настройки струн в унисон полностью повторяются при настройке последующих хоров струн, образующих октавные, квинтовые и квартовые интервалы с настроенными звуками. Однако нужно твердо помнить, что октавы должны звучать совершенно чисто: темперированные квинты — с одним биением в секунду и темперированные кварты — с 1,4 биением.
  13. При настройке звучание струн и биения прослушивать, не поворачивая вирбели ключом.
  14. Если в последний момент движение ключа случайно было слишком большим и струна оказалась перетянутой так, что вновь появились биения, нужно обратным поворотом ключа опустить ее немного ниже остальных и довести до правильного звучания правым поворотом ключа, так как окончательная настройка всех струн инструмента должна быть закончена поворотом ключа по часовой стрелке.
  15. Для ограничения движения ключа при его повороте и избежания рывков при вращении вирбеля локоть правой руки настройщика должен упираться о форбаум при настройке рояля и о верхнюю крышку при настройке пианино; сам настройщик во время работы должен слегка повернуться лицом к левой части инструмента.
  16. При ремонте пианино и роялей встречаются инструменты с неодинаковой прочностью опорных частей. Поэтому без тщательного осмотра и определения состояния его опорных частей (футора, вирбельбанка и чугунной рамы) не следует приступать к настройке. Если на чугунной раме будет обнаружена трещина или нарушена прочность футора и вирбельбанка (трещины, разрушения клеевых соединений, деформации на всей длине или на отдельных участках), от настройки инструмента нужно отказаться. Как правило, в процессе многолетней эксплуатации инструмента натяжение рамных шурупов, а следовательно и сила трения между чугунной рамой и футором уменьшаются, в результате чего некоторую часть нагрузки футора воспринимает чугунная рама, увеличивая свою нагрузку, напряжения и опасность к разрушению на шпрейцах. Чтобы этого не произошло, перед настройкой необходимо рамные шурупы проверить и, если нужно, подтянуть.
    При настройке инструментов часто возникают ненужные призвуки (дребезжание, шелест, звон). Причинами такого звучания являются: неплотное прилегание струны к поверхности штега, увеличение угла наклона штегового штифта (первого ряда), частичное разрушение (на каком-то участке) клеевого соединения штега с декой или басового мостика от основания, неплотное прилегание навивки к керну в басовых струнах и попадание инородных тел на деку или струны, создающих разные призвуки. Перед настройкой нужно тщательным исследованием найти причину образова­ния призвука и ликвидировать ненужное звучание.
  17. Строй старых инструментов, оказавшийся ниже уровня камертона, при настройке нужно поднимать до высоты камертонного звучания постепенно (за два-три раза), выдерживая инструмент между настройками по 4—5 дней, чтобы струны могли обтянуться, а опорные конструкции принять устойчивое равновесие.

 

< Предыдущая тема