Настройка пианино и роялей в Санкт-Петербурге.

Ремонт. Реставрация. (812) 335-27-81, 8-911-992-53-81

На главную | Общие понятия | Равномерно-темперированный строй | Содержание и уход за фортепиано | Устранение простейших неисправностей | Основные узлы | Характеристики и частоты струн | Корпус пианино | Корпус рояля | Устройство механизма пианино | Устройство механизма рояля | Виды ремонта | Замена струн | Неисправности механизмов и клавиатуры| Регулировка клавишно-молоточковых механизмов | Настройка фортепиано | Практические указания настройщику | Интонировка | Настройка и ремонт фортепиано в Сочи

Общие понятия

Хочу напомнить всем, кто любит музыку, что слово ФОРТЕПИАНО означает объединённое название двух инструментов: форте (громко, рояль) и пиано (тихо, пианино).

Из всех видов ремонтных работ по фортепиано, самой сложной и завершающей прочие этапы является настройка и интонировка инструмента. Эту работу следует доверять только профессиональному настройщикe-интонировщику. В настоящее время весь мир признал и пользуется равномерно-темперированным строем.

Равномерно-темперированный строй - музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов. Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с XVIII века вплоть до нашего времени.

12-ступенный равномерно темперированный строй возник в обстановке поисков учёными разных специальностей «идеального» строя. Исторически предшествующий натуральный строй имел ряд недостатков — прежде всего, не позволял транспонировать и модулировать без возникновения существенных диссонансов только в ограниченное количество тональностей.

Невозможно с достоверностью указать, кто именно изобрёл равномерную темперацию. Эта задача первоначально ставилась как математическая (теоретическая). Лишь позже (в конце XVII — начале XVIII веков) равномерная темперация нашла своё применение в практике многоголосной музыки западной Европы.

Одним из первых авторов, давших теоретическое обоснование 12-ступенного равномерной темперации, был китайский принц Чзу Цзай Юй, в трактате 1584 года. В Европе примерно в то же время исследования математической задачи равномерного деления октавы проводил фламандский математик Симон Стевин. Написанный около 1585 года на его родном языке труд «О теории певческого искусства», в котором Стевин дал математически точный расчёт равномерной темперации, был опубликован спустя 300 лет, в 1884 году.

Непосредственным предшественником равномерно темперированного в Европе был «хорошо темперированный» строй — целое семейство неравномерных темпераций, тем не менее позволявших вполне успешно играть в любой из тональностей. Одним из теоретиков и пропагандистов такого строя был Андреас Веркмейстер — немецкий композитор и органист. Многие исследователи разделяют мнение, что «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха, хорошо знакомого с работами Веркмейстера, написан для инструментов именно с такой неравномерной темперацией.

Одними из первых теоретиков нового равномерно темперированного строя были В. Галилей (отец Галилео) и М. Мерсенн. У нового строя было много оппонентов. Равномерно темперированный строй нарушал строгую пропорцию интервалов, как следствие, в аккордах начали появляться небольшие биения. В глазах многих теоретиков это было посягательством на чистоту музыки. Андреас Веркмейстер утверждал, что в новом строе все аккорды (подразумевались прежде всего трезвучия) становились однообразными и симметричными, в то время как в старых строях из-за неравномерности темперации каждый аккорд имел своё неповторимое (акустическое) звучание. Однако со временем равномерная темперация завоевала признание и стала фактическим стандартом.

 

< Предыдущая тема