Настройка пианино и роялей в Санкт-Петербурге.

Ремонт. Реставрация. (812) 335-27-81, 8-911-992-53-81

На главную | Общие понятия | Равномерно-темперированный строй | Содержание и уход за фортепиано | Устранение простейших неисправностей | Основные узлы | Характеристики и частоты струн | Корпус пианино | Корпус рояля | Устройство механизма пианино | Устройство механизма рояля | Виды ремонта | Замена струн | Неисправности механизмов и клавиатуры| Регулировка клавишно-молоточковых механизмов | Настройка фортепиано | Практические указания настройщику | Интонировка | Настройка и ремонт фортепиано в Сочи

Устройство механизма рояля

Многие конструкции механизмов рояля, такие, как венские, английские (во всех их видоизменениях), ранние конструкции фирм «Эрар», «Герц», «Блютнер», ушли в область истории. Уже около 60 лет в роялях применяют исключительно швандеровские и стейнвейновские варианты механизмов двойной репетиции. Это лучшее, что создала конструкторская мысль в отношении игровых и репетиционных качеств. Поэтому изучение конструкции и основы тех­нологии ремонтных работ ведется применительно к этим рояльным механизмам. Учитывая, что в обращении еще находится значи­тельное количество роялей с механизмами старых конструкций, здесь рассматриваются специфические вопросы их ремонта и наладки отдельно для каждого типа.

Рис. 1. Механизм рояля системы «Швандер»:

1— клавиша; 2— пилот; 3 — нижний рычаг; 4 — шпилер; 5 — ауслезерная пупка; 6 — репетиционный рычаг; 7 — фенгер; 8 — молоточковый узел; 9 — молоточный капсюль; 10 — винт абкник; И — контрклавиатурная фигура; 12 — демпферный кап­сюль; 13 — демпферная ложка; 14 — шультерный барабанчик



Механизм рояля (рис. 1) состоит из тех же четырех узлов, что и механизм пианино: клавишного, фигурного, молоточкового, демпферного. Однако, поскольку струнная одежда рояля расположена горизонтально, то и игровой механизм полностью горизонтален, что влияет на его действие. В рояльном механизме все передаточные рычаги после рабочего хода возвращаются в исходное положение главным образом за счет своего веса.


Конструктивно клавиатура рояля почти не изменяется по сравнению с клавиатурой пианино, только изгиб клавиш за границей лицевой части делается двойным. Особенность эта связана с тем, что хвостовая часть клавиш, на которой размещены пилоты и фен- геры, должна совмещаться с молоточками и фигурами, т. е. быть параллельной им и лицевой части клавиатуры. Пилоты в роялях — всегда короткие латунные винты с цельной цилиндрической головкой, имеющей отверстия для поворачи­вания проволокой.


На задние концы клавиш наклеивают суконные подушечки для контакта с демпферными фигурами.
Клавиатурная рама рояля массивнее, чем в пианино, во-первых, потому что к ней привинчивается молоточковый механизм, Bo-вторых, весь тяжелый механизм вместе с клавиатурой постоянно смещается в корпусе рояля от действия левой педали и выдвигается наружу из корпуса при исправлениях, регулировках.

Фигурный узел — это комплект репетиционных фигур, навинченных на плоский брусок — фигурный лейстик. Каждая репетиционная фигура состоит из двух частей: нижнего рычага с фигурным выступом и присоединенного к нему сверху шарнирно репетицион­ного рычага. Для этого на нижней фигуре имеется задняя стойка с капсюльной вилочкой. В швандеровских механизмах есть еще одна стойка (более короткая), помещаемая ближе к переднему краю нижней фигуры: она является упором, ограничивающим ход верхней репетиционной фигуры и шпилера. Передний конец нижней фигуры отфрезерован капсюльной вилкой, в которой на оси вращается шпилер.


Репетиционный рычаг предназначен для поддержания молоточкового узла на весу. Будучи насажен на одну ось, он поворачивается наподобие коромысла, но прогнуться вниз под тяжестью молоточкового узла ему не дает короткий конец репетиционной пружины, закрепленной на штифте в прорези заднего конца. В пе­редней части репетиционного рычага сделано прямоугольное окошечко для прохода шпилера. Отступя от него, просверлено небольшое отверстие для винта, который завинчивается в переднюю упорную стойку нижней фигуры и регулирует высоту репетиционного рычага. Важную роль в работе механизма играет репетиционная пружина. В швандеровских механизмах она имеет один длинный конец с крючком, зацепляемым за нитяную петельку шпилера. Таким образом, длинная часть пружины работает не только на подъем репетиционного рычага, но и как шпилерная, оттягивая его в исходную позицию. Для регулирования силы пружины в ре­петиционном рычаге (ближе к его концу) имеется небольшой вин­тик, создающий необходимое давление на короткий отросток пружины. Для регулирования установки шпилера через него пропущен винт с пупкой, упирающейся в переднюю стойку нижней фигуры.

Рис. 2. Механизм рояля фирмы «Стейнвей»:

1 — задняя стойка фигуры; 2 — шпилерная часть пружины; 3 — репетиционная часть пружины; 4 — стойка упора шпилеоа- 5 — установочный винт репетиционного рычага; 6 — крючок репетиционного рычага

 


Конструкция репетиционной фигуры в механизмах фирмы «Стейнвей» (рис. 2) несколько отлична. В ней имеется только одна промежуточная стойка, держащая ось репетиционного рычага. В этой же стойке закреплена пружина с двумя длинными концами. Верхний конец входит в желобок репетиционного рычага, отжимая его вверх: нижний конец опирается на выступ с канавкой в нижней части шпилера, оттягивая его назад. Для упора шпилера в нижний рычаг вделана металлическая ложка. Репетиционная пружина не имеет регулировочных винтов. Высота репети­ционного рычага устанавливается вертикальным винтом с пупкой, пропущенным через репетиционный рычаг, ближе к его заднему концу.


Предел опускания репетиционного рычага регулируют металлическим крючком, ввинченным в нижнюю фигуру, ближе к ее заднему концу.
Молоточковый узел механизма рояля отличается от аналогичного узла пианино. Молоточковые керны рояля имеют удлиненный хвостовик для контакта с фенгерами. Гаммерштили здесь более массивны, их концы обработаны капсюльной вилкой, присоединяемой осью к капсюлю. Капсюли привинчиваются к плоскому бруску — гаммербанку. В репетиционных механизмах нет привыч­ных шультеров пианино, здесь их заменяют круглые барабанчики, оклеенные замшей. Каждый барабанчик приделан снизу гаммер-штиля, так как в него упирается головка шпилера, выходящая через окошечко в репетиционном рычаге.


Предел подъема репетиционных рычагов регулируют малень­ким винтиком с закругленной шляпкой снизу, ввинченным в молоточковый капсюль. Этот винтик называют «абкник», что значит «вышибающий». В рояле ложе для молоточков называют гаммер-лейстиком. Эта прочная деревянная рейка, оклеенная сверху польстером и укрепляемая на штырях, ввинченных в дюралевые стойки механизма. Шпилеры в рояльных механизмах выключаются ауслезерными пупками, насаженными под гаммербанком над хвостовиками шпилеров.


Количество демпферов в рояле всегда 65—70 штук. Головки насаживают на демпферные проволоки, которые проходят через линейку с отверстиями, выклеенными суконными втулочками. Эта линейка, называемая демпферным лейстиком, привинчивается на краю резонансовой деки. Концы демпферных проволок пропущены в демпферные капсюли и зажаты винтиками. Капсюли соединены осью с основными демпферными фигурами — горизонтальными рычажками, смонтированными на длинном бруске, привинченном к среднику футора. Концы демпферных фигур располагаются над задними концами клавиш, поэтому фигуры называют также контр­клавиатурными.
Принцип действия демпферного узла простой: при нажатии любой клавиши ее конец, поднимаясь вверх, входит в контакт с контрклавиатурной фигурой, поднимает ее вверх вместе с демп­фером, открывая таким образом струны. На обратном ходу демпфер под тяжестью веса головки, проволоки и фигуры падает вниз и заглушает струны.


Под контрклавиатурными фигурами на шарнирах подвешена подъемная доска, которую подпирает вертикальный подъемный шток, пропущенный через отверстие в штульраме; нижний конец штока стоит на горизонтальном рычаге-качалке педального меха­низма, привинченном снизу штульрамы. Если нажимать правую педаль, шток под давлением качалки повернет вверх подъемную доску, она поднимет одновременно все демпферы, открывая струны для звучания. Таково действие педали forte.

Педаль piano действует в рояле по-особому. При нажатии левой педали связанная с ней подъемная палка поворачивает металлический угольник — фершибунг, укрепленный на оси в плоской петле, врезанной в штульраму. Выступающий из отверстия над поверхностью штульрамы штырь этого угольника давит на примыкающий к нему поперечный брусок клавиатурной рамы, весь механизм сдвигается поперек направления струн на несколько миллиметров.

Таким образом, в момент действия левой педали молоточки возбуждают струнные хоры не полностью, а на одну струну меньше — получается звучание piano. Но действие левой педали в рояле дает еще один эффект: изменение тембра, т. е. окраски звука. При «смешанном» ударе молоточки ударяют по струнам необыгранной частью фильцевой головки, более рыхлой, что заметно смягчает характер звучания. В исходное положение механизм возвращает сильная рессорная пружина, привинченная на уровне клавиатурной рамы к стенке корпуса рояля.


Принцип действия механизма.

При ударе по клавише пилот поднимает фигуру, шпилер толкает молоточек, ауслезерная пупка отводит шпилер из-под шультерного барабанчика. Молоточек, от­скочив после удара от струн, падает на репетиционный рычаг и прогибает его своим весом. Когда клавиша задержана в опущен­ном положении, молоточек на обратном ходу захватывается фенгером. Если в этот момент слегка ослабить давление пальца на клавишу, т. е. допустить ее небольшой подъем вверх, начнется опускание фигуры; освобождающийся от ауслезерной пупки шпилер оттягивается пружиной под шультерный барабанчик. Это же незначительное опускание заднего конца клавиши вызывает разъединение фенгера и молоточка; тогда прогнутая репетиционная пружина распрямится, подбросив коротким толчком репетиционный рычаг и молоточек. Шпилер в этот момент устанавливается под шультерный барабанчик. Так механизм при почти опущенной клавише снова готов к повторению ударов. Эта специфика двой­ной репетиции позволяет почти непрерывно воспроизводить звуча­ние одних и тех же нот. Скорость повторения в лучших механизмах достигает 12—15 ударов в секунду. Все дело в репетиционном рычаге и подпирающей его репетиционной пружине. Они постоянно поддерживают молоточек на весу, позволяя шпилеру входить под барабанчик и давать молоточку очередной толчок.

 

< Предыдущая тема