Настройка пианино и роялей в Санкт-Петербурге.

Ремонт. Реставрация. +7-911-992-53-81

На главную | Общие понятия | Равномерно-темперированный строй | Содержание и уход за фортепиано | Устранение простейших неисправностей | Основные узлы | Характеристики и частоты струн | Корпус пианино | Корпус рояля | Устройство механизма пианино | Устройство механизма рояля | Виды ремонта | Замена струн | Неисправности механизмов и клавиатуры| Регулировка клавишно-молоточковых механизмов | Настройка фортепиано | Практические указания настройщику | Интонировка | Настройка и ремонт фортепиано в Сочи

Устройство механизма пианино

Игровой механизм, представляющий собой комплекс подвижных рычагов, осуществляет в фортепиано важнейшую функцию: он должен превращать простые механические движения пальцев пиа­ниста на клавишах в звучание струн, в музыку. Это обстоятельство требует, чтобы фортепианный механизм обладал очень высокой разрешающей способностью, т. е. позволял с предельной точностью и выразительностью воспроизводить любую музыку, любой творческий замысел.


Независимо от конструкции, поделочных материалов механизм роялей и пианино всегда должен удовлетворять следующим тре­бованиям:

А. Игровым:

    1. Обладать высокой степенью чувствительности и подвижности, т. е. обеспечивать мгновенную передачу движения от клавиш к молоточкам при любых градациях скорости и силы удара;
    2. обладать хорошей репетиционной способностью, т. е. давать возможность продлевать возбуждение одного и того же звука мно­гократными повторениями ударов по одной клавише;
    3. обладать нормальным туше, т. е. приятным сопротивлением клавиш под пальцами, как в начальный период их движения, так и в конце их хода, которое не было бы утомительным для пианиста и в то же время давало бы ему уверенное чувство «владения» инструментом.

Б. Эксплуатационным:

      1. быть предельно бесшумным; призвуки, шумы и скрипы мешают пианисту, отвлекают слушателей;
      2. обладать хорошей прочностью и устойчивостью, чтобы при самых тяжелых условиях эксплуатации и большой игровой нагрузке механизм долгое время не терял регулировочных нормативов и работоспособности.

В. Технологическим:

        1. быть простым по конструкции, не требовать дефицитных материалов в производстве и ремонте;
        2. обладать способностью хорошо регулироваться, принимать необходимые эксплуатационные нормативы.

Рис. 1. Механизм пианино:

1 — вагебанк; 2 — клавиатурный польстер; 3 — друкшайба; 4 — опорный штифт; 5 — направляющий штифт; 6 — пилотная про­волока; 7 — пилотная головка; S —фигура; 9 — фигурный выступ; 10 — фигурный кап­сюль; 11 — шпилер; 12 — бентик; 13 — шлейф; 14 — демпферная ложка; 15 — ау- слезерная пупка; 16 — ауслезерный лей- стик; 17 — шпилерный лейстик; 18 — шуль- тер; 19 — контрфенгер; 20 — шультерная пружина; 21 — шультерная подушка; 22 — гаммерштиль; 23 — демпфергальтер; 24 — демпферная пружина; 25 — демпферный лейстик; 26 — неподвижный рулейстик; 27 — подвижный рулейстик; 28 — гаммер­банк; 29 — фенгер; 30 — капсюль (петля) рулейстика; 31 — демпферная головка; 32 — демпферная пупка

 

Механизм (рис. 1) состоит из двух самостоятельных частей: молоточкового механизма и клавиатуры, но с конструктивной точки зрения он должен рассматриваться как совокупность четырех узлов: клавишного, фигурного, молоточкового, демпферного.


Клавишный узел — это сочетание рычагов клавиш и клавиатур­ной рамы. Клавиатурная рама состоит из трех продольных брусков (переднего, среднего, заднего) и поперечных соединительных планок. Средний брусок (вагебанк) имеет сверху добавочную буковую наклейку, в которую вделаны тонкие штифты (опорные) для наде­вания на них клавиш. Каждая клавиша должна иметь только одну степень свободы — возможность качания в одной вертикальной плоскости. Чтобы предотвратить поперечные движения, задевание соседних клавиш, на переднем конце снизу каждой клавиши имеется капсюльное гнездо, выклеенное сукном или кожей, которым клавиша надевается на короткий плоский направляющий штифт, вбитый в буковую рейку переднего бруска рамы. Второй капсюль, накладной, также ограничивающий поперечное качание клавиши, наклеивается на клавишу сверху, так что опорный штифт охватывается суконными или кожаными прокладками капсюля.


Чтобы во время игры клавиши не стучали о бруски клавиатурной рамы, в местах контактов должны быть суконные прокладки. Для этого вдоль заднего бруска наклеивают полосу пружинящего сукна, т. е. клавиатурной подушки (польстера) с размерами по­перечника 5(6) x 30 мм; на опорные штифты надевают малые суконные шайбы толщиной 1 —1,5 мм, диаметром 15 мм, а на направляющие штифты переднего бруска — толстые суконные шайбы толщиной 5—6 мм и диаметром 20—22 мм. Лицевая часть клавиш прежде оклеивалась пластинками слоновой кости, а полутона — полированными брусочками черного дерева или груши, глубоко пропитанными черными красителями.


В настоящее время белая облицовка выполняется из пластика сополимера, так же как и черные полутона. На задних концах клавиш вделаны пилоты, состоящие из цилиндрической головки, навинченной на металлический стержень. Пилоты осуществляют контакт клавиш с фигурами молоточкового механизма. Рассмотрим его устройство. Основу механизма составляет брусок из буковой древесины, так называемый гаммербанк. На него шурупами с полукруглой головкой навинчиваются своими капсюлями все рабочие части механизма: фигуры, шультеры, демпфергальтеры. Каждый капсюль представляет собой маленький вилкообразный кронштейн, в щечках которого просверлены сквозные отверстия, выклеенные прочным капсюльным сукном. В таких бесшумных эластичных суконных втулочках вращается концами полированная латунная ось, туго запрессованная средней частью в основной рабочей детали.

Фигурный узел состоит из горизонтального рычага фигуры, имеющего снизу выступ для контакта с пилотом. Сверху вклеен или выфрезерован (из материала фигуры) еще один капсюль, в котором на оси насажен прямой рычажок-шпилер, имеющий спереди выступ. Назначение шпилера — толкать молоточковый узел. Выступ шпилера играет двойную роль: снизу в него упирается спи­ральная латунная пружинка, прижимающая шпилер к молоточко- вому узлу (шультеру); в то же время при подъеме фигуры выступ шпилера упирается в ауслезерную пупку, которая превращает прямое движение подъема шпилера во вращательное, отводя его в сторону от шультера.


В передний конец фигуры вделаны две жесткие проволоки. Более длинная завершается насаженной на резьбе головкой с полоской плотного фильца. Эта деталь называется фенгером и вы­полняет функции ловителя молотка в момент его обратного хода от струн.
Вторая короткая проволока, заканчивающаяся петлей, называется шлейфом. На заостренный конец проволочной петли надевается кожаным язычком конец хлопчатобумажной ленточки — бентика, осуществляющего гибкую связь молотка и фигуры.
На заднем конце фигуры имеется небольшой металлический стерженек, оканчивающийся штампованной чашечкой. Эта деталь называется ложкой, в момент работы основных частей механизма она отводит демпфер от струн.

Основу молоточкового узла составляет колодка (шультер). На передней части шультера выфрезерован выступ, оклеенный прочной строганой кожей — замшей. Ниже выступа наклеивается подушечка из мягкого пружинистого войлока (вебфильца). На эту по­душечку ложится шпилер. Выше выступа, на коротком стержне насажен тормозной башмачок — контрфенгер, входящий в контакт с фенгером. Сверху в шультер вклеена прочная круглая палочка (гаммерштиль), завершающаяся ударным молоточком. С оборот­ной стороны шультера выступает небольшая латунная пружина, сцепленная концевым крючком с петелькой из шнурка, приклеенного к вилочке шультерного капсюля. Пружинка, разжимаясь, отбрасывает молоточек от струн.


Последний рабочий узел механизма— демпферный. Каждый демпфер состоит из вертикального рычажка — демпфергальтера, качающегося на своем капсюле. На верхнем конце проволоки демп­фергальтера надета и зажата винтом демпферная пупка. К пупке приклеена сама демпферная головка с фасонным или плоским пружинящим фильцем, заглушающим струны. Чтобы обеспечить полное заглушение струн демпфергальтер, а следовательно, и демп­ферная головка подпираются латунной пружиной, нижним концом сидящей в демпферном капсюле, а верхним упирающейся в лож­бинку демпфергальтера. Благодаря демпферным ложкам рабочий ход фигур, толкающих молоточки к струнам, вызывает отход демп­феров от струн, т. е. обеспечивается свободное звучание струн, а на обратном, холостом, ходу механизма пружины прижимают дем­пферы к струнам и прекращают их звучание. Весь молоточковый механизм покоится на металлических стойках, к которым привинчивается гаммербанк. Спереди вдоль всего механизма смонтирован спаренный из двух деталей рулейстик. Наружный неподвижный брусок привинчен концами к стойкам механизма, внутренний брусок, присоединяемый на шарнирах-капсюлях, может поворачиваться. На этом подвижном бруске наклеена полоса толстого пружинящего сукна — молоточкового польстера, являющегося подуш­кой для молоточков в их исходной позиции. На левом крае под­вижного рулейстика привинчен плоский металлический крючок. Когда на него снизу давит подъемная палка, связанная с левой педалью, подвижный рулейстик, поворачиваясь, сдвигает одновре­менно все молоточки в сторону струн. В этом случае рабочий ход молоточков, значительно укороченный действием педали, даст ос­лабленную силу удара по струнам — это действие педали piano. С оборотной стороны гаммербанка под демпфергальтерами на шарнирах подвешена стальная круглая штанга, заканчивающаяся выступающим слева крючком. В исходном положении штанга вхо­дит в желобок, отфрезерованный на всю длину гаммербанка, и не мешает нормальной работе демпферов. При нажатии правой пе­дали связанная с ней подъемная палка надавливает на крючок штанги, которая, поворачиваясь на шарнирах, выходит наружу и отводит все демпферы от струн — это действие педали forte.


Принцип действия механизма.

Палец руки исполнителя, ударяя по клавише, поворачивает ее на опоре и пилот поднимает фигуру. Шпилер, движущийся вместе с фигурой вверх, толкает молоточковый узел. Молоточек, отрываясь от польстера, рулейстика, поворачивается на оси и ударяет струны. Шпилерная пружина, по­стоянно отжимающая шпилер под шультерный выступ, создает опасность, что шпилер будет прижимать молоточек к струнам и молоточек сам будет заглушать возбужденные струны. Чтобы это предотвратить, надо в определенный момент вывести шпилер из-под шультерного выступа с помощью ауслезерной пупки. Когда молоточек не дойдет до струн несколько миллиметров, выступ шпилера упрется в ауслезерную пупку и поступательное движение шпилера превратится во вращательное (в сторону от шультера). Теперь молоточек, ударив струны, беспрепятственно отлетает на­зад. Если в этот момент снять палец с клавиши, она под тяжестью фигуры опустится на польстер. Поворот фигуры вниз вызовет разобщение шпилера с ауслезерной пупкой, тогда он будет отброшен разжимающейся спиральной пружинкой под шультерный выступ молоточкового узла. Молоточек, не встречая препятствий, упадет на польстер рулейстика.

Рабочий такт завершен, звук извлечен, звено механизма снова готово к работе. Но при игре часто приходится задерживать клавиши нажатыми. В этом случае пилот удерживает фигуру поднятой. Так как фигура при подъеме вращается вокруг оси, фенгер, описывая дугу, уходит навстречу молоточку. Молоточек, отскаки­вающий от струн, своим контрфенгером входит в контакт с фенгером фигуры и останавливается в промежуточной позиции. При постепенном отпускании клавиши вслед за ней пойдет вниз и фигура. Шпилер разъединится с ауслезерной пупкой и будет отведен своей пружиной под шультерный выступ; опускание фигуры уменьшит до нуля силу трения между фенгером и контрфенгером, т. е. освободит молоточный узел. Таким образом, не отпустив клавишу до конца, мы уже привели механизм в исходное состояние готовности к работе. Повторение ударов с уменьшенного хода клавиш (приблизительно с половины полного хода) значительно повышает беглость игры. Это свойство механизма называется репетицией.

Рис. 2. Кинематическая схема механизма пианино:


А — глубина механизма; Н — высота механизма; S — ход молоточка (штейнунг); D — ход клавиши (друк); а — переднее плечо клавиши; в — заднее плечо клавиши; с — нижнее плечо фигуры; d — верхнее плечо фигуры; е — малое плечо молотка; f — большое плечо молотка; М — ось молотка; R — точка упора шпилера в выступ шультера; N — ось фигуры; Р —точка упора пилота в выступ фигуры; О — точка опоры клавиши на вагебанке

 

 

< Предыдущая тема