Настройка пианино и роялей в Санкт-Петербурге.

Ремонт. Реставрация. (812) 335-27-81, 8-911-992-53-81

На главную | Общие понятия | Равномерно-темперированный строй | Содержание и уход за фортепиано | Устранение простейших неисправностей | Основные узлы | Характеристики и частоты струн | Корпус пианино | Корпус рояля | Устройство механизма пианино | Устройство механизма рояля | Виды ремонта | Замена струн | Неисправности механизмов и клавиатуры| Регулировка клавишно-молоточковых механизмов | Настройка фортепиано | Практические указания настройщику | Интонировка | Настройка и ремонт фортепиано в Сочи

Корпус рояля

Назначение и выполняемые функции корпуса рояля те же, что и корпуса пианино, но в силу горизонтального расположения струнной одежды, опорных частей, механизма и крыловидной формы в плане, корпус рояля (рис. 1) конструктивно отличается от корпуса пианино.
Детали корпуса рояля также подразделяются на щитовые и брусковые. Все эти детали предназначены для предохранения механизма, струнной одежды и деки. К щитовым деталям относятся: передняя 6 и задняя 8 (крыловидная) крышки, стенки 3 и клап 2 (не всегда). К брусковым — форбаум 4, замочный брусок 5, фус- клетц 10, полик задней ножки 29, полка средника 14, фасонный брусок 15, колонки 20 лиры, клавиатурный брусок 26.

Стенки корпуса подразделяются на составные (склеенные из отдельных частей) и гнутые. Внешние очертания составных корпусов с шиповыми соединениями отдельных частей характеризуются угловой формой, тогда как гнутые корпуса проще в изготовлении, более прочны при меньшем весе, имеют более красивую обтекаемую форму и удобны в массовом изготовлении.


Для сборки гнутого и составного корпусов основой служит футор, к которому приклеивают выгнутые по форме стенки корпуса из склеенных вместе листов фанеры (6—8 слоев) или щитов из массивной древесины, пропиленных на сгибах. Передние концы стенок опиливают по профилю, соответствующему очертанию клавиатуры, и на них делают наклейки, закрывающие торцы стенок и футора. Передняя кромка вирбельбанка и чугунной рамы закрывается общим бруском фасонного профиля, называемым форбаумом. Он монтируется своими концами на стенках корпуса и на середине его выбирается сквозное прямоугольное отверстие, в котором устанавливают пластину ригельного замка 28. Промежутки между последними клавишами в басовой и дискантовой сторонах и стенками заполняются брусками, называемыми бакенклетцами. С нижней стороны они имеют глубокие продолговатые гнезда для перемещения направляющих стальных стержней, насаженных на боковые бруски клавиатурной рамки и их устанавливают настрого определенные места фиксаторами. При сборке бакенклетцы устанавливаются на фиксаторы и крепятся к штульраме крупными шурупами, проходящими снизу через отверстия на штульраме. От травильного положения бакенклетцев на штульраме зависит точность установки молоточкового механизма с клавиатурой, точность образования линии удара молоточков по струнам при игре и в значительной степени качество звучания.


Положение клавиатурного бруска на штульраме определяется также деревянными или стальными фиксаторами и он устанавливается перед креплением на место бакенклетцев; концы этого бруска прижимаются к штульраме бакенклетцами.

Рис. 1. Корпус рояля в разрезе:


1 — штульрама; 2— клап; 3 —стенка; 4 — форбаум; 5 — замочный брусок; 6 — передняя крышка; 7 — пюпитр нотный; 8 — задняя крышка; 9 — стенка корпуса; 10— фус-клетц; 11 — ножка; 12 — ролик; 13 — средник футора; 14 — полка средника; 15 — фасонный брусок; 16 — упорная палка; 17 — педальный шток; 18 — коробка лиры; 19 — педальные лапки; 20 — колонки лиры; 21 — резонансовая дека; 22 — струнная одежда; 23 — чугунная рама; 24 — штег дискантовый; 25 — штег басовый; 26 — клавиатурный брусок; 27 — вирбельбанк; 28 — ригельный замок; 29 — полик задней ножки

 

Для установки ножек к штульраме снизу привинчивается (а иногда и приклеивается) передний общий фусклетц, изготовленный из березовой древесины, в котором высверливают отверстия, нарезают в них резьбу и в эти отверстия ввинчивают две передние ножки. Для крепления задней ножки у роялей снизу прикрепляют массивный щит — полик, опирающийся на обвязку и шпрейцы футора, к нему привинчивают шурупами фусклетц с резьбовым отверстием, в который ввинчивают ножку. Для закрытия торцов фус-клетцев применяют фигурные бруски — шниркули, которые привинчиваются шурупами с нижней стороны штульрамы и полика. Их изготовляют из березы и полируют под общий тон инструмента.


Ножки рояля могут быть точеные и граненые (обычно четырех­гранные). В первом случае крепление ножки к корпусу предусматривается деревянным винтом, нижний конец квадратного сечения которого заделывается в тело ножки, а во втором они закрепляются в клиновидных стальных замках, прикрепленных к корпусу шурупами. Нижние концы ножек снабжены роликами.


Игровая часть клавиатуры закрывается клапом, имеющим фасонный профиль. Клап изготовляется из мягколиственной древесины и фанеруется с обеих сторон. Более удобным является составной клап, имеющий крючок, подвешенный на петли и при открытом положении прилегающий к нижней поверхности клапа и не мешающий пианисту. Нижняя кромка клапа выполняет функцию цирлейтика и поэтому оклеивается сукном. Клап навешивается на металлические (латунные) пятники, прикрепленные к стенкам корпуса.


Сверху корпус закрывается крышкой, состоящей из двух частей: хвостовой и передней, соединенных между собой ленточной латун­ной петлей. Хвостовая часть навешивается на бортовых петлях к левой прямой стенке корпуса. К переднему краю крышки привинчивается или укрепляется на штрибках замочный брусок. Применение штрибок позволяет легко снимать и устанавливать замочный брусок. В этот брусок врезается ригельный замок, при помощи которого закрывается корпус.

Нотный пюпитр рояля является съемной частью и состоит из подвижной каретки и самого пюпитра, присоединенного петлями к каретке, служащего для установки нот под углом, удобным для исполнителя. Весь пюпитр может передвигаться вперед и назад и устанавливаться на расстоянии, соответствующем зрению исполнителя. Для этого на стенках корпуса привинчивают ходовые планки (ходики). Гребни ходиков свободно входят в шпунты, выбранные на кромках каретки и служат направляющими при передвижении пюпитра.

Внешнее оформление деталей корпуса рояля и их формы могут быть самыми разнообразными, а лицевая отделка — зеркально-черная полировка или полировка с сохранением текстуры ценных пород.

На рис. 2 изображена схема продольного разреза современного рояля.

Рис. 2. Схема продольного разреза современного рояля:

1 — штульрама; 2 — клап; 3 — форбаум; 4 — ригель; 5 — замочный брусок; 6 — передняя крышка; 7 — пюпитр; 8 — задняя крышка; 9 —стенка корпуса; 10 — фусклетц; 11 — ножка; 12 — полик задней ножки; 13 — шпрейц футора; 14 — брусок обкладки футора; 15 — штег дискантовый; 16 — щит резонансовый; 17 — струнная одежда; 18 — рама чугунная; 19 — рипка резонансовой деки; 20 — педальная коробка; 21 — упорная палка; 22 — педальный шток; 23 — педальные лапки; 24—колонки педальной лиры; 25 — средник футора; 26 — галтельлейстик; 27 — молоточковый механизм; 28 — басовый штег

 

< Предыдущая тема