Настройка пианино и роялей в Санкт-Петербурге.

Ремонт. Реставрация. (812) 335-27-81, 8-911-992-53-81

На главную | Общие понятия | Равномерно-темперированный строй | Содержание и уход за фортепиано | Устранение простейших неисправностей | Основные узлы | Характеристики и частоты струн | Корпус пианино | Корпус рояля | Устройство механизма пианино | Устройство механизма рояля | Виды ремонта | Замена струн | Неисправности механизмов и клавиатуры| Регулировка клавишно-молоточковых механизмов | Настройка фортепиано | Практические указания настройщику | Интонировка | Настройка и ремонт фортепиано в Сочи

Интонировка

Характер звучания (тембр) инструмента зависит от многих факторов конструктивного и технологического порядка.
Качество звучания изменяется по мере износа, и это обстоятельство обязывает нас обращать внимание на состояние молотков больше, чем на другие узлы инструмента.

Ударные головки молоточков по мере эксплуатации изнашиваются, теряют свою первоначальную форму, в связи с чем увеличивается длина участков струн, соприкасающихся с ударной поверхностью молоточков, и ухудшается тембр. Поэтому при ремонтах целесообразно придать молоточкам правильную форму путем шлифования стеклянной шкуркой. В результате обработки, частичной замены старых молоточков новыми, а также неравномерного уплотнения отдельных молоточков при эксплуатации характер звучания отдельных тонов, а иногда и групп будет значительно отличаться от соседних звуков, т. е. нарушится равность тембра между тонами, составляющими звуковой диапазон.

Чтобы избавиться от неровного и неприятного звучания, молоточки подвергают специальной обработке, позволяющей увеличить или уменьшить жесткость и упругость их.


Обработка молоточкового фильца, связанная с изменением механических свойств, способствующих улучшению качества звучания инструмента, называется интонировкой.


Практикой установлено, что при наличии молоточков с жестким фильцем (при равных других условиях) сила звука инструмента несколько увеличивается, но тембр ухудшается, становится резким. Чрезмерно мягкий фильц способствует уменьшению силы звука и вуалирует тембр. Следовательно, для улучшения качества звучания инструмента и достижения ровности звучания всех тонов звукового диапазона жесткие молоточки соразмерно характеру звучания смягчают (разрыхляют), а чрезмерно мягкие уплотняют.

Рис. 1. Приемы интонировки

Слишком резкий звук какой-либо ноты свидетельствует о жестком и твердом фильце, который нужно смягчить, накалывая интонировочными иголочками (рис. 1) в различных направлениях. Для этого:

при сжатом и жестком фильце внутренних слоев и нормальной упругости наружных слоев в рабочей части молоточка производят глубокое накалывание длинной одиночной иглой вдоль оси керна, что способствует разрыхлению внутренних слоев фильца и выравнивает общую упругость (см. рис. 1, а);

при сжатом и жестком фильце наружных слоев фильц накалывают не более чем на 1/3 толщины слоя в зоне рабочей части молоточка. При этом направления проколов должны быть под некоторым углом к оси молоточка. Такая обработка фильца значительно уменьшает жесткость его поверхностных слоев при сохранении плотности и упругости глубоких слоев (см. рис. 1, б) ;


при необходимости уменьшения жесткости наружных и средних слоев фильц накалывают иглами в радиальном направлении; за центр линий накалывания принимают вершину керна (см. рис. 1, в);


чтобы уменьшить жесткость фильца только в средних слоях, его накалывают с боков (см. рис. 1, г).


Диаметры иголок принимают от 0,8 до 1,4 мм, длины рабочих частей 10-16 мм.


При окончательной доводке качества звука рекомендуется пользоваться только одиночной иглой, которая позволит достигнуть
наиболее тонких изменений в характере интонируемого звука.

Для сохранения равномерной упругости обрабатываемой части молоточка фильц следует накалывать в разных местах и направлениях, не попадая в одно место дважды. При накалывании не рекомендуется поворачивать и изгибать иглу, так как это приведет к частичному разрушению участков фильца и общему ослаблению молоточка. Не следует накалывать поверхность самих ударных головок молоточков, так как звуковой эффект от такой интонировки получится кратковременным.


При обнаружении молоточков с чрезмерно мягким фильцем, не обладающим необходимой упругостью, методы обработки прямо противоположны первым, так как они должны способствовать уплотнению фильца и увеличению упругости.

Рис. 2 Утюжок для уплотнения фильца молоточков

 

Фильц молоточков уплотняют в основном двумя способами: горячим утюжком (рис. 2) и пропиткой молоточков связующими веществами. Фильц утюжат специальным утюжком, подогретым до температуры, при которой в процессе утюжки поверхность фильца приобретает желтоватую окраску. Поверхность фильца молоточков предварительно слегка смачивают и плотно приглаживают узкую грань (рабочую) утюжком. Образующийся при нагревании пар, проникая в глубь фильца, уплотняет его и увеличивает упругость. Утюжок держат на поверхности головки молоточка до полного высыхания фильца. После утюжки поверхностный пожелтевший слой фильца осторожно сошлифовывают стеклянной бумагой.
Чрезмерно уплотнение вызывает резкий звук ноты, несоответствующий общему характеру звучания; в этом случае плотность фильца уменьшают накалыванием. Если же первая утюжка не дала нужного результата, операция уплотнения повторяется.

Следует помнить, что применение избыточного количества воды при проглаживании молоточков утюжком может привести к ослаблению связи между волокнами шерсти и потере необходимой упругости.


Второй способ увеличения плотности и упругости молоточков заключается в пропитке фильца смолистыми связующими веществами. Практика показала, что этот способ себя оправдал. Молоточки пропитывают 1,5—3%-ным раствором прозрачного нитролака в эфирах или 2—5%-ным раствором сандарачной смолы в спирте. Очевидно, что для малого увеличения плотности фильца следует брать нижний предел концентрации смолы, для большего — верхние пределы нитроклетчатки и смолы, указанные в процентах.

При уплотнении молоточков связующими растворами пропитывают боковые их поверхности, а не ударные головки. Такое требование диктуется сохранением структуры рабочей (ударной) части фильца предотвращением образования излишней жесткости на этом участке и сохранением срока службы молоточков.


Независимо от способов, применяемых для увеличения или уменьшения плотности и упругости молоточков при интонировке, работу следует начинать с тщательной проверки звучания всего диапазона, постепенно проигрывая весь звукоряд сверху вниз и обратно. В процессе проигрывания струны нужно возбуждать ударами одинаковой силы.


Если будет замечено, что некоторые звуки по тембру и силе дают хорошее звучание, то клавиши, соответствующие этим звукам, отмечают, чтобы они могли служить образцами при последую­щей интонировке остальных звуков. Дальнейшая работа по инто­нировке заключается в выравнивании качества звучания и достижении равномерности переходов от одного звука к другому, третьему и т. д. Этого достигают, уменьшая или увеличивая плот­ность и упругость молоточков прокалыванием, утюжкой и пропиткой приведенными выше методами.


Оценку качества звучания каждого тона нужно производить при средних и сильных ударах по клавишам, чтобы выявить характер изменения тембра при звучании forte и piano.


При оценке качества звучания отдельных тонов и всего звукового диапазона слуховые данные интонировщика играют первостепенную роль. Поэтому окончательную звуковую отделку фортепиано нельзя поручать настройщику, не обладающему тонким, хорошо натренированным ощущением звукового спектра.


Качество работы интонировщика зависит от его способности улавливать и распознавать самые тонкие различия в тембре и силе звуков как смежных, так и отдельных по высоте. Настройщику, осваивающему искусство интонировки, рекомендуется как можно чаще и внимательнее вслушиваться в звучание первоклассных марочных инструментов, стремиться улавливать в них не только малейшую разницу в тембре и силе отдельных звуков и созвучий, извлекаемых с одинаковой силой и одинаковыми приемами игры, но почувствовать и запомнить общий характер их тембра, чтобы составить ясное представление о красоте звука, к которой нужно стремиться.

 

Желаю всем посетителям сайта здоровья, пытливости ума в достижении своих целей и счастья!

 

< Предыдущая тема